«Взаимодействие с общественностью по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов»

Кабимолдаева Сауле Нурахановна,

руководитель Департамента

по обеспечению качества в сфере

образования Алматинской области

 

Здравствуйте, уважаемые представители средств массовой информации!

Тема брифинга взаимодействия государственного органа с  общественностью не случайно сегодня поднимается нами.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркивал, что его главная цель как Президента страны – защита интересов каждого гражданина Казахстана. Концепция «слышащего государства» Президента призвана укрепить диалог между государством и гражданами.

В условия работы Департамента по обеспечению качества в сфере образования внесены дополнения. Хочу отметить, что за 10 лет в деятельности в Департаменте сложилась целостная система оценки качества образования, основными элементами которой являются государственный контроль и лицензирование. Если защита прав педагогов и других представителей внутри сферы образования вписывалась в эту систему в виде проверок обращений граждан с определенными сроками рассмотрения, то для реализации концепции «слышащего государства» этого недостаточно,  так как концепция строится на иных принципах, а именно оперативность, эффективность, открытость и конструктивный диалог. Что определяет новые подходы в работе Департамента:

  1. Я уже упоминала на брифингах о работе Консультативно-совещательного органа Департамента (КСО). Это действенная форма защиты педагогов и учащихся от противоправных действий администраций школ. Консультативно-совещательный орган вправе заслушивать на своих заседаниях руководителей и иных должностных лиц местных исполнительных органов и организаций образования, председателей Советов по педагогической этике организаций образования, рассматривать вопросы соблюдения руководителями организаций образования и иными лицами  норм Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и Правил педагогической этики, по результатам вносить предложения по рассмотрению дисциплинарной ответственности лиц, нарушивших данные нормы.

Практикуются и выездные заседания Консультативно-совещательного органа с участием педагогической, родительской общественности. То есть процесс принятия решения проходит прозрачно и объективно.

  1. Что касается оперативности в решении проблем, немедленное реагирование на обращения граждан получило развитие в выездных приемах граждан. Во-первых, приемы способствуют повышению правовой грамотности населения, что, в свою очередь, снижает социальную напряженность, так как посетители немедленно получают квалифицированное разъяснение по возникшей проблеме (Пример. Даны разъяснения о порядке назначения заместителей директора школы – Илийский район, об условиях перехода на дистанционное обучение – Енбекшиказахский район, о законности привлечения учителей к участию в суде присяжных – Карасайский район и другие). Немедленно решились проблемы нарушений в организации учебно-воспитательного процесса (Илийский район), при проведении районных предметных олимпиад (Карасайский район), во взаимоотношениях администрации и сотрудников школы – (Енбекшиказахский район) и др. вопросы.
  2. Все большее развитие получает взаимодействие Департамента с гражданами через социальные сети. Только в 2021 году Департаментом в соц.сетях facebook, Instagram, telegram опубликовано 3459 постов, в том числе на страницах руководителя – 1692 поста. Таким образом, вся деятельность Департамента раскрыта как на ладони перед многочисленными пользователями. Как вы уже поняли из приведенных цифр, еженедельно мы публикуем до 60 постов. Размещается как аналитический материал об итогах государственного контроля, гос.услуг, рассмотрения обращений граждан, так и зарисовки о ежедневно проводимых проверках, профконтролях, аттестациях организаций образования, мониторингов, участии в мероприятиях. Большое внимание уделяется разъяснению новшеств в сфере образования. На моих страницах – ежедневный прием граждан: педагогов, родителей, общественных деятелей, ни один вопрос и его решение не остается без внимания.
  3. В газетах и журналах области опубликовано 70 статей о работе Департамента. Наша сегодняшняя встреча является в этом году 6-м брифингом. По предыдущим брифингам был получен медийный резонанс в количестве 60-ти публикаций СМИ.

Хотелось бы поделиться отдельными фактами взаимодействия с общественностью.

В Департамент за последние месяцы поступили обращения учителей школ Алтын ауыл Карасайского района, №1 Илийского района, сш №6 г. Текели, сш им. Есенберлина Каратальского района на противоправные действия директоров школ, а именно:

–  денежные поборы с учителей на постоянной основе (например, ежемесячно по 500 тенге, единовременно по 15% от заработной платы и другие неправомерные условия);

–  оскорбительные выражения в адрес педагогов зачастую в присутствии учащихся и родителей;

–  принуждение выхода на субботники, уборки школ и дворов, ремонтные работы, и другие.

По итогам рассмотрения отделам образования было рекомендовано принять меры по фактам нарушений Закона РК «О статусе педагога», Правил педагогической этики вплоть.

Так же оперативно решаются вопросы в ходе ежедневного приема граждан (Пример. Студентке колледжа не выдавали диплом с отличием, хотя для этого имелись основания. Причиной неправомерных действий администрации явилось незнание нормативных документов по профессионально-техническому образованию. После разъяснительной беседы с руководством колледжа «красный» диплом был выдан на законных основаниях).

Этот факты указывают на важность в деятельности департамента информационно-разъяснительной работы, «правового всеобуча». На прошлой неделе завершился «марафон» по районам области – цикл встреч с директорами школ и заведующими детскими садами каждого района нашей области. На повестке дня актуальные темы, волнующие каждого педагога: новый формат государственной аттестации в организациях образования, вопросы безопасности школьников, соблюдения руководителями норм Закона РК «О статусе педагога», создания в организациях образования благоприятного морально-психологического климата и др.

В целях оперативного и эффективного решения вопросов регулярно проводятся личные приемы руководителем Департамента, анонс которых заблаговременно размещается в соцсетях. Проведены личные приемы граждан в Енбекшиказахском, Илийском, Карасайском, Талгарском районах.

Кроме того, для разъяснения законодательства в сфере образования, оперативного решения проблем и вопросов я сама и специалисты Департамента входят  в чаты учителей и директоров школ, руководителей и специалистов районных (городских) отделов образования, директоров и преподавателей колледжей, родительских комитетов, попечительских советов.

С начала года 83 респондента (педагоги, родители), обратившиеся через наши социальные сети, получили не только комментарии и разъяснения, а конкретные решения вопросов нарушения этических норм, присвоения категорий, обеспечения условий работы. Приняты действенные меры по 25 обращениям на «горячую линию» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Особо хотелось бы отметить работу МИО по поддержке рекомендаций Департамента, что позволяет решать проблемы материального обеспечения педагогов, их личностного развития, находить точки соприкосновения и гасить конфликтные ситуации, следовать букве закона.

Работа будет продолжена.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий